СПЕЦПРОЕКТ

Успешные примеры локального бизнеса в Закарпатье, которые популяризируют регион далеко за его пределами

О тех, кто мыслит не только категориями прибыли

uk en hu cs ro sk

Наша история об инвестиционном чуде на Закарпатье и бурная реакция на нее наших читателей вдохновила нас рассказывать больше о бизнесе, который развивает регион и привлекает к нему позитивное внимание.

Мы сели в редакции за стол и начали от руки записывать эти примеры, вслух перечисляя.

— Закарпатье — это вино. Сколько бы ни критиковали «Чизай» и «Котнар», но их вина регулярно признают лучшими винами Украины. Их экспортируют в США и Венгрию. Со всей Украины и из-за рубежа приезжают туристы на винные фестивали Закарпатья именно ради того, чтобы продегустировать вина местных частных виноделов как Иван Урста, Карл Шош, Василий Паук, Александр Ковач, Василий Анталовский и многих других, которые также уже стали брендами.

IKEA — это, конечно, круто, но лучшие изделия из дерева, особенно домашняя мебель — это обязательно из Закарпатья. Если у вас есть дома качественные стулья, стол или кровать из бука или дуба, то проверьте, возможно это «Клен», или «Pavlyk», что вообще является уникальным примером локального семейного бизнеса.

— Закарпатский коньяк или под одноименным названием, то под названием «Тиса» или «Ужгородский». К сожалению, уже обрушилась крыша башни Невицкого замка, который изображается на этикетке напитка и стал частью популярного бренда, а с 2026 все коньяки в Украине должны переименоваться на бренди, но в памяти многих лучший коньяк будет ассоциироваться именно с Закарпатьем.

Это лишь часть мыслей, которые озвучивались в редакции во время импровизированного мозгового штурма на эту тему. В итоге мы собрали 3 десятка локальных брендов Закарпатья, которые имеют ощутимую социальную составляющую.

Каждый из этих примеров заслуживает отдельной публикации, потому что, как правило, за каждым стоит уникальная захватывающая история, причем конкретных людей. Часто авантюристов. Обязательно романтиков. Преимущественно, людей с ценностями и принципами.

В этом материале мы расскажем вам о 3 таких примерах, и начнем с нашего друга и, пожалуй, лучшего шоколатье Украины Валентина Штефаньо.

Кондитер с большим сердцем

Внешне дело кондитера выглядит очень аристократично и изысканно. Именно так выглядит и Валентин. Но мало кто догадывается, сколько усилий и труда скрывается за кондитерским брендом Shtefanyo Valentin & Valentina.

Его основали двойняшки — брат и сестра. Валентин сначала работал пицейоло, а потом решил попробовать себя в кондитерстве, и у него получилось. В 2008-м они вместе с сестрой Валентиной представляли Украину на первом Mondial des arts sucres, что является фактическим чемпионатом мира по кондитерскому искусству. Это было первое признание.

165

Но если Валентина перебралась во Францию, Валентин решил реализовывать себя именно в Украине. Более того, именно на Закарпатье.

— У меня нет цели создать промышленное производство сладостей, десертов или тортов, хотя я мог бы это сделать и, пожалуй, зарабатывать очень большие деньги. Однако есть другое представление о моей профессии и ее миссии. Конечно, я хочу, чтобы о моих изделия знали во всем мире, поэтому и создал именной бренд. Но вместе с тем, моя цель — чтобы все, кто хочет попробовать конфеты, макаруны или пирожные от Штефаньо, ехали именно в Закарпатье, в Ужгород. На этой философии строятся все мое кондитерство, производство, рецептура, — пояснил нам Валентин.

Именно поэтому он придумал торт «Ужгород», который ежегодно бьет все рекорды продаж среди туристов. Валентин также создал леденцы в виде герба Ужгорода, конфеты «Карпатский кругляк» посвященные деревообрабатывающей тематике и «Метеорит Княгиня» посвященый падению крупнейшего в Европе метеорита, что произошло на Закарпатье в 1866 году.

А еще Валентин регулярно организует благотворительные акции: вместе с детьми с особыми потребностями или из малообеспеченных семей создает кондитерские скульптуры. За это Валентина пригласил к себе на мастер-класс известный французский кондитер Кристоф Михалак.

З любов’ю з Нижнього Селища: французький досвід сироваріння з закарпатською душею

— С «Селыськой сыроварней» мы почти ровесники. Ее основали как проект в 1994 году. Тогда мой отец Петр Пригара вместе со своими новыми друзьями из европейского кооператива Лонго Май (Longo Maи — международный сельскохозяйственный кооператив, основанный во Франции в 1973 году) думали о том, какой проект сможет изменить Хустскую долину. И затеяли дело, в успех которого тогда почти никто не верил, начали учиться искусству сыроварения и строить сыроварню, — рассказала Varosh Инна Пригара, профессиональная сироварка, которая уже 4-й год вместе с отцом создает легендарные сыры.

В коллективе также 9 наемных работников, работая на сыроварни начали дружить семьями, проводить вместе выходные и поддерживать друг друга.

Seliska

С самого начала сыроварня планировалась, как проект, который сможет создать экономический толчок в депрессивном регионе и привлечь большое количество людей, добавляет Инна, отмечая, что в связи с этим их проект с момента замысла имеет определенную философию работы:

— Мы сотрудничаем только с мелкими производителями молока, и ни в коем случае не сотрудничаем с крупными фермерами. Сейчас молоко на сыроварню поставляют 120-150 семей каждый день! Это усложняет нам работу, но делает ее такой интересной. Для сыровара важно, чтобы молоко было свежее, от здорового животного, которое не принимает лекарства и без примесей. К счастью, большинство населения в нашем регионе удерживает коров породы «бурая карпатская» и практикует свободный выпас на полях с дикорастущими травами. Это и дает нам возможность формировать уникальные и интересные вкусы сыра. На самом деле, имея качественное молоко, сыровар может сделать бесчисленное количество сыров.

Сейчас трудно себе представить, что когда сыр «Селиський» кто-то не хотел покупать через специфический вкус и аромат, но так было на самом деле:

— Мои самые страшные воспоминания детства связаны с тем, что мы терли Селиський на стружку, паковали в большие мешки и продавали на свиноферму за несколько гривен килограмм, чтобы рассчитаться с жителями села за молоко, — вспоминает Инна.

В 2002 году «Селиська сыроварня» официально открылась только с 1 видом сыра — полужестким «Селиським», за год было запущено в производство мягкий сыр «Хуст», еще через год твердый «Нарцисс Карпат». И только в прошлом году добавили четвертый — «Менчул», который стал результатом стажировок Инны во Франции на козьей ферме и сыроварни закрытого цикла Ferme Taterre в регионе Прованс-Альпы-Лазурный берег, и на коровьей ферме сыроварни Ferme de La Jarjatte, что в регионе Рона Альпы.

— Все названия сыра мы привязали к местности, чтобы глядя на этикетку, человек сразу знал, где именно его изготавливают, — отмечает Инна. — Сыр мы не экспортируем. Мы антиглобалисты, и выступаем против экспорта такой продукции, как наша. Нам совершенно не интересно, будут ли есть Селиський сыр в Венгрии, Германии или Японии, и сколько на этом можно заработать. И общаясь с другими мелкими производителями призываем делать то же самое, не зацикливаться на идее кратковременных фантастических доходов от экспорта. В то же время, мы считаем и хотим, чтобы за нашим сыром люди приезжали со всего мира именно в Закарпатье, именно на Хустщину.

Сегодня так и происходит: сырный маршрут на Хустщину является одним из самых популярных туристических маршрутов Закарпатья, который привлекает гостей как из Украины, так и из-за рубежа.

— Кроме производства сыра мы работаем еще в двух сферах: образовательной и социальной. Через экскурсии, которые проводятся на сыроварни, мы знакомим посетителей с искусством сыроварения и вкусом натуральной пищи. А по социальной сфере, то это проект «Традиционная Брынза Хустщины». Мы убедили местных овцеводов объединиться с нами в Ассоциацию овцеводов Хустщины, вместе изготавливать и продавать брынзу, популяризировать овцеводство как профессию, — рассказывает Инна.

Братья Кочут: ювелиры, которые планируют захватить вселенную

Юрий, Роман и Игорь Кочут начали изготавливать украшения много лет назад — еще учась в школе. Ребята признаются, что тогда это были изделия очень сомнительного качества и непонятной формы. Вряд ли они могли в то время представить, что их украшения будут невероятно популярны среди украинских селебрити, их представят в рамках Украинского бала в Вене и они будут иметь бутик в столице Австрии.

— Мы начали изготавливать украшения еще в школе. Это и нельзя было назвать бижутерией. Это были очень грубые и узконаправленные украшения. Потом был период, когда мы прекратили этим заниматься. В университете вновь начали — уже на лучшем уровне, — рассказал Varosh Юрий, вспоминая, как все начиналось. — Первый этап — это было непонятно что, но вроде украшений. Второй этап — изготовление некоторых колечек и кулончиков из меди и латуни. А также первые попытки предложить это людям. И третий этап — это уже работа с серебром и камнями.

Kochut Jewelry Наш орієнтир

— Сильнейший толчок, под влиянием которого мы работаем и сейчас, сделал Рома. Он первым взялся за ювелирное дело. Затем заинтересовался Юра. Рома давал ему какую-то небольшую работу. А потом уже мне, Рома давал какие-то мелкие задачи, — добавляет Игорь.

— Вообще мы всегда делали что-то руками — с самого детства. Было время, когда активно занимались реконструкцией. Делали доспехи, кольчуги. Меня до ювелирного дела, собственно, это и привело. Я делал кольчуги и постепенно шел к уменьшению элементов — для того, чтобы колечки, из которых она состоит становились все меньше и меньше. Тогда папа сказал мне, что надо бы попробовать делать из серебра. Тогда мы понятия не имели, где даже его взять. Наш сосед как-то познакомил меня с одним ювелиром. Он научил меня не много, но что-то рассказал. Я понял главные принципы работы. Впоследствии в интернете познакомился еще с одним мастером. Сегодня это уже мой друг, — рассказал Юрий.

Ювелирный бренд ребята создали в 2013-м, а с недавних пор братья взялись также за дерево, и делают фантастической красоты мебель. Более того, год назад открыли шоурум в Киеве. Вот как получается: на Закарпатье, а именно в Ужгороде — мастерская и команда, а в столицах Австрии и Украины — бутики. Неплохо. Культурная дипломатия Закарпатья в действии;)

P 01

***

Кроме упомянутых историй локального бизнеса, который популяризирует Закарпатье, обязательно также должны рассказать о соках «Коник», которые сейчас можно увидеть на полках супермаркетов по всей стране, а их производят в селе Сторожница под Ужгородом. А также “Закарпатская палиночка”, пиво «Цыпа», которое варят в Квасах на Раховщине, многочисленные бренды закарпатских минеральных вод, леквар и другие эко-продукты от «Пан Эко» из села Ботар, что в Виноградовском районе, фермерское хозяйство «Бараново» и многие другие . О них — в наших следующих публикациях.

 

Справка: Кооператив Лонго Май основан во Франции, в 1973 году. Это международный, сельскохозяйственный и ремесленный кооператив альтернативного, свободолюбивого и антикапиталистического направления. Сообщество насчитывает около 300 человек. Члены кооперативов занимаются производством и продажей сельскохозяйственных продуктов (фрукты, овощи, ягоды, мед, сыр, шерстяная одежда, фруктовые и овощные консервы, вино, натуральная косметика и средства гигиены и т.д).

 


Этот спецпроект  представлен ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Создание этого спецпроекта стало возможным благодаря искренней поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание продукции является исключительной ответственностью ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США. Запрещается воспроизведение и использование любой части этой продукции в любом формате, включая графический, электронный, копирование или использование в любой другой способ без соответствующей ссылки на оригинальный источник.

1559804758 660x255

Автор: Росана Тужанская

Фото Валентина Штефаньо — Карл Смутко, фото сыроварни — Максим Голубчиков, фото изделий Kochut — от братьев Кочут

uk en hu cs ro sk

0 #