v35 - Архів

Евгений Сафонов: Читая городскую газету, человек должен понимать, чем живет город

3 Лютого 2014 5 215

Декабрь. Киев. Большая часть города тогда, как и сейчас, – сплошной Майдан, которым до сих пор живет вся страна.

С экс-главным редактором The Village Киев мы встретились в "Кофе Тут" на Артема, дальше от баррикад, и постарались затрагивать тему революции минимально. Больше поговорить о городских газетах, почему закрылся The Village Киев, следует ли ждать нового проекта, который бы смог восполнить постоянным читателям, отсутствие городской газеты, к которой они так привыкли за 2 года.


Несколько слов о нашем герое: Евгений родился в Херсоне, закончил Херсонский государственный университет по специальности "английский язык и зарубежная литература". Переехав в Киев, работал в "Газете по-киевски" и еженедельнике "Фокус". В 2011 стал главным редактором The Village.


– Как думаешь, почему у The Village получилось в Москве и Питере, а в Киеве – нет?

– В Киеве как раз получилось. Получилось найти своего читателя, стать лидером в нише городских СМИ. Не получилось при этом достаточно быстро выйти на самоокупаемость. Наверное, та модель монетизации, которая работает в Москве и в Питере, пока не работает у нас. Хотя, судя по всему, в Питере тоже не очень-то работает – там не распустили, но сильно сократили редакцию. Насколько я вижу, вообще меняется направленность издания. The Village становиться газетой, всё менее привязанной к какому-то конкретному городу.

– Вы были готовы к закрытию или это спонтанное решение издателей?

– Я понимаю, что мы будем говорить о The Village, но я не хотел бы спустя полгода в который раз обсуждать его закрытие. Все уже попрощались с киевской редакцией, и привыкли видеть издание таким, как оно есть сейчас.

– Но вас к закрытию готовили? Это же не происходило так, как с "РИА Новости", например?

– Нет, конечно. Все произошло цивилизованным образом. Хотя читатели, наверное, были не готовы к этому. Для издателя это тоже был непростой шаг. Ему было интересно развивать проект в Украине, а распускать корпункт в Киеве не хотелось, но это было вынужденное решение. Очевидно, не было коммерческого смысла продолжать.

– Сложно ли подобрать команду, которая будет делать городскую газету?

– Сложно. С кадрами вообще напряженка. Приходилось многих отсеивать. В The Village достаточно сложно было работать – те тексты, который могли устроить другие редакции, нас не устраивали. Мы часто возвращали материалы на доработку, достаточно долго возились с каждой статьей, много труда в неё вкладывали. Для авторов это утомительная история. Выдерживали не все, но те, кто остался, получили очень хорошую школу и после закрытия The Village оказались востребованными на рынке.

– Как сейчас происходит сотрудничество московского издания с Киевом?

– Я не работаю в The Villagе.

– Но после закрытия ты еще написал материал о Майдане.

– Да, как внештатный автор.

– Тема Майдана – это вообще тема для такой городской газеты, как The Village?

– Да, конечно. Город сейчас живет только Майданом.

– Тем не менее, ты написал текст, минимально затрагивая в нем политическую составляющую.

– Во-первых, о политической составляющей и без меня каждый успел высказаться. Во-вторых, я не пишу и стараюсь не читать о политике. Большинство рассуждений и прогнозов на эту тему выглядят складно, логично, но в итоге не оправдываются. При этом меня интересует мнение людей, которые хорошо осведомлены. Но эти люди не пишут статей. Возвращаясь к колонке для The Village – я решил написать о том, как изменилась жизнь города. Этот материал, конечно, больше интересен москвичам, чем киевлянам, потому что мы здесь и так видим, как жизнь изменилась.

– Какие требования ты ставил к текстам, которые появлялись на The Village, как редактор?

– Зависит от материала. Универсального правила нет. Однозначно текст должен быть лаконичным, потому что в интернете люди не любят читать длинные тексты.

– Какие основные задачи, по твоему мнению, должна перед собой ставить городская газета?

– Наверное, ничего нового не скажу: она должна писать о том, что волнует горожан. При этом в ней может быть достаточно много потребительской тематики, потому что вопросы "куда пойти", "где взять", "сколько стоит" занимают не последнее место в жизни горожан. Газета о городе – это и про покупки, и про еду, и про уличную моду. Еще важно, чтоб газета задавала повестку дня, задавала главную тему. Читатель должен понимать, чем сейчас живёт город.

– Как удержать крутой проект?

– Нужно много работать. Обязательно вникать в то, что происходит вокруг, учиться, узнавать новое.

– Ты, наверное, следишь за изданиями, которые появляются в Украине и России. Какие ошибки чаще всего допускают люди, которые запускают городскую газету?

– Самая большая ошибка – это то, что они выпускают материалы, которые сами бы не стали читать. Много скучной и совершенно бесполезной туфты, много попыток выдержать какой-то высокопарный стиль. Много понтов, одним словом.

– В Facebook пока не появилось твоего нового места работы. Чем ты сейчас занимаешься?

– Сейчас пишу статьи для изданий, которые их заказывают. О планах пока не могу говорить ничего. Конечно, есть желание заниматься тем, что получается – делать городское медиа. Есть желание не только у меня, но и у других членов команды.

– По поводу языка, на котором будет вестись проект, были переговоры?

– Вариант с украинским языком всегда обсуждается, но русскоязычному ресурсу пока проще собрать вокруг себя широкую аудиторию.

– Когда в Украине это измениться?

– Тогда, когда большинство пользователей Сети заговорит на украинском языке.

– Ты сам на украинском языке пробовал писать?

– Да, но корректор попросила меня больше этого не делать. Да, я и сам понимал, что намного хуже пишу на украинском, чем на русском, допускаю много стилистических ошибок.

– У тебя нет образования журналиста. Ты занимался самообразованием в этой отрасли или все решает практика?

– Учиться нужно постоянно. Но лучший способ прокачать свои навыки – больше писать и работать с хорошими редакторами. Еще нужно читать побольше хорошей прессы, и поменьше – плохой.

– The Villagе – городской журнал для активных людей, которые ходят на выставки, вечеринки, следят за модой. Тебя это все интересует?

– Некоторые мероприятия я посещаю, не все, конечно. Но мода точно меня не интересует.

– Значит и материалы о моде на The Villagе тоже?

– Любую тему можно сделать интересной, многое от формы зависит.

– Что самое ценное ты взял от The Villagе?

– Опыт редакторской работы, новый взгляд на работу медиа. Еще познакомился с многими интересными людьми, с которыми продолжаю общаться и сегодня.

Росана Бисьмак, Varosh
Фото: Юлия Беденко

#