Люди

Олена Леонтьєва: Буддизм вчить життю

21 Жовтня 2013 2 406

Буддолог Олена Леонтьєва вже за кілька днів приїде з лекцією до Ужгорода. Ключова тема семінару "Любов і партнерство з точки зору буддизму".

Реєстрація на нього ще відкрита, тому поспішайте за посиланням. Поки ж пропонуємо нашу розмову з Оленою про буддизм, любов, партнерство, життя та багато іншого.


– Коли ви почали вивчати буддизм і чому вас зацікавив саме він?

– Я впервые пришла в группу Дзэн-буддизма в 1990 году в Москве. Потом в 1992 сменила традицию – присоединилась к школе тибетского буддизма Карма Кагью.

Буддизм меня покорил своим доверием к человеку, к его потенциалу, и тем, что он не требовал во что-то верить, а вместо этого предлагал проверять, исследовать и развивать свой ум.

– Ви закінчили факультет теоретичної математики у Львові. Люди з такою освітою часто і у житті намагаються все зробити логічним та пояснюваним. Буддизм же більше тяжіє до філософії, ніж до точної математики. Чи це помилкове судження?

– В университете моей специализацией была топология, там много говорится о пространстве, о бесконечности, привыкаешь с такими вещами обращаться довольно свободно. В буддийской философии тоже сразу слышишь о бесконечности и пространстве – например, говорят, что наш воспринимающий ум по природе безграничен и подобен сознательному пространству. Это мне было очень близко. К тому же, буддийское знание во многом строится на логике.


– Коли ви зрозуміли, що час не лише вчитися, а й ділитися знанням з іншими?

– Мой учитель попросил меня читать лекции в 1998 году. Без его просьбы мне не пришло бы в голову вдруг начинать делиться знаниями. (ред. – посміхається)

– На що ставите головний акцент у своїх лекціях? Чи є певна конкретна тема, яку ви намагаєтеся донести?

– У меня есть около 15 разных тем, от самых простых (введение в буддизм, жизнь Будды и т.п.), до весьма специфических, как работа с эмоциями, партнерство, исторические вопросы… Выступая перед "внешней" аудиторией, я стараюсь расширить кругозор людей, настроить их на просвещение. Просвещенному человеку легче жить, легче принимать разные вещи и расслабляться в разных ситуациях.

– Ви навчалися в Україні та у Нью-Делі. Чи відрізняються підходи у викладанні у двох таких різних країнах? 

– В Дели я училась в буддийском институте, нам преподавали тибетцы, у которых, честно говоря, очень ограниченные понятия о дидактике. Например, выбирая между пониманием темы и заучиванием наизусть, они делают явную ставку на заучивание. Многим из нас, европейских студентов, это не подходило, нам хотелось большей свободы в этом процессе, больше самостоятельности – как у нас дома.


– Ви досліджуєте тибетський буддизм та традицію Каг’ю. Чому обрали саме ці напрямки і у чому їхня головна суть, якщо говорити коротко?

– Кагью – индо-тибетская традиция Ваджраяны, или Алмазной колесницы. Здесь целью является постижение природы ума для блага всех существ, а в качестве средств используются быстрые методы отождествления с Просветлением. Кратко говоря, основная идея состоит в том, что потенциал ума, потенциал пространства внутри и снаружи уже сейчас безгранично богат – надо только научиться это обнаруживать, замечать. Здесь человек учится вести себя, как Будда, и находить качества Будды также во всех остальных людях. Это очень вдохновляющий подход.

– Ви працюєте і головним редактором, і журналістом, і викладачем, і науковим редактором фільмів про буддизм, і читаєте лекції. Що вам найбільше до душі?

– Во всем этом я больше всего люблю людей и живое общение с ними, в меньшей степени бумажно-бюрократические дела. К счастью, их не так много.

– Для того, аби почати вивчати буддизм з правильної літератури, яку б книгу ви порадили прочитати перш за все?


– Лама Оле Нидал "Каким все является" (Lama Ole Nydahl. The Way Things Are).

– Лекція, яку ви читатимете в Ужгороді, називається "Буддизм у сучасному світі". Він значно відрізняється від того, що був колись?

– Буддизм всегда гибко меняет свою внешнюю оболочку, подстраиваясь под культуру и время, но сохраняет свою суть. Сейчас это тоже так – культурные наслоения в наши страны приносятся редко, зато философия и практика полностью соответствуют истокам.

– Любов і партнерство з точки зору буддизму. Розкажіть трохи про це. Наскільки це відрізняється від того, як це працює та існує поза буддизмом?

– Это, конечно, долгий разговор. Главное, что я хотела бы сказать сейчас, – весь вопрос в приоритетах. В том, что мы считаем своей главной ценностью в жизни. В буддизме говорят: "главное – в чем принимать Прибежище". Если высшей ценностью этой жизни считать развитие качеств и возможностей ума, в том числе сочувствия, мудрости, способности любить людей и помогать им, – а на все остальное, включая партнерство и профессиональную деятельность, смотреть как на средства развития, – все становится насыщенным и богатым. Уже не так важно, что дает или не дает нам партнер – главное, что даем мы, чему у него/нее можем научиться.

– Хто зазвичай ті люди, які приходить до вас на лекції? Чого вони від них чекають і чи отримають врешті-решт? Чи просто застосувати нові знання до життя?


– Люди очень разные, но всегда это вольнодумцы. Их объединяет, наверное, поиск смысла жизни, нежелание верить в догмы, стремление проверять вещи, думать своей головой и самостоятельно делать выбор.

Буддийские знания можно применить в жизни, если начать медитировать, – тогда они проникают из головы в сердце.

– Ви кажете, що буддизм вчить життю. Виходить, що ми не вміємо житти без навчання та певного спеціального знання?

– Некоторые умеют это от природы, но таких людей немного. Обычно нам требуются объяснения – что хорошо делать, а чего избегать; как лучше помогать другим, как понимать других, из чего состоит мир, стоит ли реагировать на то или иное, почему нам нечего бояться и нечего терять… Есть многое, чему стоит учиться на жизненном пути.

– Ви читали лекції у Польщі, Угорщині, Ізраїлі, Норвегії, Швеції, Фінляндії, Німеччині, Бельгії, Франції, Данії, Англії та багатьох інших країнах. Чи є та, у якій би вам хотілося залишитися назавжди?

– Я, наверное, в прошлой жизни была кочевником – мне нравится повсюду, а больше всего – в дороге. (ред. – посміхається)


– Розкажіть трохи про журнал Буддизм.ру, головним редактором якого ви є. Він для тих людей, які вже тривалий час вивчають буддизм чи ним можуть користуватися й "новачки"?

– Наш журнал полноцветный, он рассчитан на буддистов и посторонних, выходит два раза в год и распространяется в буддийских центрах, книжных магазинах и по подписке. В Украине есть похожий журнал "Буддизм Сьогоднi".

– Чи багато людей сьогодні починають цікавитися буддизмом? Якщо так, то чому, на вашу думку, це відбувається?

– Зависит от страны, но вообще буддизм отлично принимается в странах европейской культуры. Самая буддийская страна в Европе сегодня – Германия. Затем Польша и весь т. н. Восточный блок. В Западном полушарии на меня произвело впечатление развитие центров в среде образованного среднего класса в Венесуэле. Мне кажется, что те народы, которые пережили своего рода крах иллюзий и поняли, что внешние ценности обманчивы и подводят, начинают искать смысл и ценности внутри, в возможностях ума. Тогда многие приходят в буддизм.

– Щоб ви сказали людям, які хочуть прийти на вашу лекцію в Ужгороді, але поки, з якихось причин, вагаються?

– Мы, буддисты, не миссионерствуем, не навязываем своих взглядов, просто даем информацию для размышления. Если вам любопытно, что такое буддизм, я буду рада вас видеть и ответить на любые вопросы.


Росана Бісьмак, Varosh

Фото люб’язно надані Оленою Леонтьєвою

0 #