v35 - Архів

Вікторія Тігіпко про Одеський кінофестиваль, стартапи та каву

17 Липня 2013 3 573

Черговий ексклюзив від нашого інсайдера на Одеському кінофестивалі Олексія Уманського.

Трошки редакційної передмови. Чимало українців знають Вікторію Тігіпко як дружину політика Сергія Тігіпка. Утім, у неї й без того чимало інших чеснот. Вікторія підтримує українське мистецтво, зокрема кіно, та захоплюється інтернет-стартапами.

Саме про це – ексклюзивне інтерв’ю для путівника Varosh.


– Чому фестиваль в Одесі?

– А где ж еще фестивалю быть. Для такого мероприятия нужен город с историей, тут и Эйзенштейн снимал свой «Броненосец Потьомкин», и основатели студий «20 век фокс» и «Метро Голдвин Маєр» были одесситами, и очень много в культурном плане связано с этим городом, а в июле еще и теплое море. Одним словом ничего лучше нельзя придумають.

– Фестиваль з самого початку позиціонував себе як такий, що демонструє картини з особливим почуттям гумору, а потім все змінилось, чому?

– Все поменялось уже на 2-ом фестивале. Мы поняли, если искать концептуальное чувство юмора, оно все равно будет в каждом из фильмов. Мы решили смотреть на многожанровость кино и расширить рамки, добавить и социальные фильмы, документальные и драму само собой. То направление, в котором мы насыщаем программу, относится к понятию арт-мейнстрим.

– Самі ви берете участь у відборі картин, чи цим займаються окремі люди?

– У нас есть селекционная комиссия, которая состоит из 7 человек, я ее бессменный участник, поэтому несколько сотен фильмов в год я смотрю с Одесского кинофестиваля, а кроме того само собой была и в Каннах, и в Локарно, и многих других фестивалях для того, чтобы увидеть как это происходит за рубежом.

– Є якась модель, яка допоможе будь-якому місту, не важливо якого розміру, створити подібний захід?

– Думаю, в первую очередь надо, чтоб этот фестиваль был кому-то нужен, это вопрос покрытия территории. Маленькому фестивалю тоже нужно иметь определенные параметры – это начало, конец программы, миллион разных моментов, которые складываются в такую большую таблицу, где расписано все по дням, по часам, кому звонить… Это скорее вопрос потраченных усилий, насколько целесообразно потратить большое количество усилий для того, чтобы покрыть минимальную аудиторию. Если параметры выдерживаются и есть команда, которая готова работать X времени, чтобы покрыть Y аудитории, то тогда есть смысл делать что-нибудь.

– Можливо трохи некоректне питання, але все таки захід якимось чином окуповується за рахунок квитків і кіношколи, чи це скоріше меценатська справа?

– Я не знаю такого фестиваля, который бы давал прибыль. В нашем случае еще не было такого момента, но может когда-нибудь будет. Это однозначно дотационное мероприятие, причем в Европе оно дотируется на 65 %, в Украине всего лишь на 15%, все остальное мы собираем за счет партнеров. Это очень дорогостоящее мероприятие. Плюс это огромная команда, только волонтеров работает 300 человек. Фестиваль готовится целый год, бюджет 3000 000 евро! Это все собирается из сотен партнеров. То есть для того, чтоб поднять такую машину, надо бригаду бешеных людей, которые свято верят в кино, и сами являются оторванными киноманами. Это дань уважения к людям и искусству. Это имеет смысл делать только для многотысячной аудитории, потому что остаться неуслышанным и чтоб дело твоих усилий осталось неувиденным – это беда. Очень важно соизмерять контент и уровень организации похожих мероприятий.

– Той зоряний десант який висаджується в Одесі щоліта, це справа ентузіазму чи вони це роблять за гроші?

– Они конечно на большом энтузиазме, но за билет на самолет из Америки они себе платить не будут, чтоб в Одессу прилететь. Плюс таких гостей надо поселить… одним словом райдер. За период пребывания здесь у них должна быть машина, еда, человек, который сопровождает, и это стоит немалых денег. У нас есть такая таблица, где – то 500 страниц, каждый день расписан по квадратам, кто что делает и какая ответственность лежит на каждом, поэтому это можно назвать бизнес-процессом.

– Десь читав, що ваш кінофорум ставить собі за мету стати східно-європейськими Каннами. Чого не вистачає для цього терміну?

– Зачем нам Канны, у нас Одесса есть))! Пока что главная задача – приучить людей смотреть умное кино. Такую цель мы себе ставим, и приятно, что она оправдывает себя: 100 тысяч зрительских посещений в прошлом году – это серьезная заявка, а также поднятие и развитие украинского кинематографа, возможно мы ставим немножко широкие цели нежели другие кинофестивали, потому что не у каждого кинофорума есть национальные кинопремии. Также у нас есть кинорынок, и многие другие атрибуты – Потемкинская лестница, которая мало у кого есть.

– До речі робити покази під відкритим небом – це ви запозичили з Берліну? Там на Бранденбургських воротах щороку показують німе кіно у супроводі оркестру.

– Такие ивенты делают некоторые кинофестивали, но у всех это проходит по-разному. В Локарно есть площадь, на которой показывают фильмы под открытым небом, такая ровная, маленькая площадь, окруженная домами – это не может сравниться с 15 тысячной аудиторией, которая собирается у нас. Такого нет нигде в Мире, поэтому это уникальное явление + Ланжероновский спуск. Из европейских и североамериканских кинофестивалей я не знаю, где есть концерты, которые являются частью ежегодной программы. Мы это представляем как перформанс, то есть концерт + показ кино. Но, конечно можно кое-что и подсмотреть у других, и попробовать это подать в Одессе, поэтому за следующие 10 лет у нас есть много работы, а там посмотрим. Хотя и то, что есть на данный момент, уже достаточно, надо только закреплять результат, работать над расширением локации и привлечением максимально большего количества зрителей из постсоветского пространства и центрально-восточной Европы.

– Вдома у вас кінотеатр? І що ви дивитесь в колі сім’ї?

– Дома мало смотрю кино, разве что детские, добрые, душевные фильмы с детьми. В основном я все смотрю на большом екране, но кинозал дома у меня есть.

– Окрім фестивалю ви маєте свій бізнес-проект і допомагаєте молоді, які мають якісь проекти або як це зараз називають «стартапи». Яким ідеям віддаєте перевагу?

– Меня интересуют все толковые идеи, в которых я вижу потенциал быть реализованными. В основном это интернет-проекты, может быть и рынок B2B. Все что имеет спрос. У нас проблема с интернет-сообществом. Многие пытаются найти проблему там, где ее нет, а нужно немножко разворачивать угол зрения и отвечать на потребности сегодняшнего времени. Желательно чтобы эти проекты имели не только рынок сбыта Украину, но и ориентироваться на зарубежье.

– Я з Ужгороду. У нас є культура кави, кожен любить якусь свою. Ви любите каву?

– Очень! Я страшный кофеман. У меня есть кофеварки из Португалии, которые капельный кофе заваривают и еспрессо, и меня интересует даже его приготовление, люблю любой вид кофе.


По завершеню нашої розмови подякував Вікторії за ту справу, яку вона робить. Таких як вона в нашій державі мало. Давайте зараз дружньо встанемо з-за столу і заспіваємо «МНОГАЯ ЛІТ!!!»)))

Олексій Уманський, 16.07, Одеса, спеціально для Varosh.com.ua

Одеський кінофестиваль 2013: День IV

Роджер Корман: король фільмів категорії Б

Одеський кінофестиваль 2013: День ІІ-ий

Одеський кінофестиваль 2013: День І-ий

Одеський кінофестиваль 2013: червона доріжка

#