СПЕЦПРОЕКТ

Закарпатское инвестиционное чудо, о котором мало кто знает

Как в самый западный регион Украины пришли мировые корпорации и изменили его навсегда

uk en hu cs ro sk

Листая ленты новостей украинских изданий вы точно хотя бы раз в день сможете найти упоминание о контрабанде или другом нелегальном бизнесе на Закарпатье. Не обязательно что-то уж слишком уголовное (тем более, что и контрабанда в Украине декриминализирована, предусмотрено только административную ответственность).

Иногда этот нелегальный бизнес даже очень креативный, романтичный. Его хорошо описал Андрей Любка в своем романе «Карбид», который переведен уже на 3 языка.

Очень правдиво и трагически этот нелегальный бизнес закарпатцев изображен в украинско-словацком фильме «Граница», который год назад собрал рекордные суммы в кинопрокате Словакии, получил награду кинофестиваля в Карловых Варах и был выдвинут Словакией на Оскар.

Но пока группа закарпатских контрабандистов несет несколько пакетов сигарет «Зеленкой» в Румынию, Венгрию или Словакию, на заводах в Закарпатской области собирают автомобили «Skoda», кофеварки Nespresso, изготавливают хоккейные клюшки для игроков NHL, дизайнерскую мебель для кафе Starbucks и карбоновые детали для автомобилей «BMW», «Audi», «Porsche», «Мercedes».

Это другая реальность, о которой мало кто знает даже в Закарпатье, не то, что в Украине. Крайне редко информация об этой «стороне медали» попадает в ленты новостей.

Отчасти это потому, что мировые бренды неохотно раскрывают своих подрядчиков и место производства товаров. Но не только.

Мы решили несколько подкорректировать эту медийную несправедливость и рассказать вам о закарпатском инвестиционное чудо. Конечно же с надеждой, что это чудо можно еще раз повторить, причем не раз.

— Неужели чудо? — скептически усомнитесь вы. Дело в том, что даже трудно себе представить, чтобы всего за несколько лет в Закарпатье построили свои заводы мировые гиганты производства как Jabil, Flex, Yazaki, W.E.T. Automotive (Gentherm).

Специальная экономическая зона «Закарпатье»

Предлагаем мысленно перенестись во времени в 2001 год. Тогда Верховная Рада через принятие законов создала 11 специальных экономических зон в Украине. Одной из них стала и область, которая еще раньше, в 1998 году, стала одной из 9 территорий приоритетного развития со специальным режимом инвестиционной деятельности.

Все эти сложные формулировки и трудные для произношения словосочетание означали тогда только одно, ключевое —

на государственном уровне были созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в конкретные регионы.

— Роль «центра» в привлечении инвестиций в регионы составляет 90%. Остальное — это уже ответственность местных руководителей. Тогда, в начале 2000-х, руководство Украины сознательно или случайно создало хорошие условия для привлечения инвестиций. Другое дело, как тот или иной регион этими условиями воспользовался, — вспоминает Владимир Панов, который в 2001-2004 годах отвечал за привлечение в область инвестиции во главе профильного управления в Закарпатской ОГА. — Я пришел на эту должность из бизнеса, потому по привычке попытался выжать максимум из тех условий, которые были. Вы говорите, «закарпатское инвестиционно чудо». Возможно и так, потому что тогда действительно, как говорится, сошлись звезды — были условия на уровне государства, обстоятельства сложились хорошо. Да и нам с командой не мешали работать.

Panov Vv 008

Но что тогда могло предложить Закарпатье инвесторам, чего не могли предложить другие области Украины?

— Наш регион не имел отдельных льгот или преференций, благодаря которым мы могли перехватить инвесторов. Был стандартный набор для всех специальных экономических зон, как таможенная территория предприятия, налоговые льготы и тому подобное. Поэтому мы сделали ставку на маркетинг и коммуникацию, в частности начали писать письма куда только могли, в первую очередь, посольства, торгово-промышленные палаты, и рассказывать, что в Закарпатской области проводится экономический эксперимент, — объясняет Владимир Панов. — Мы много работали с протоколом и подготовкой встреч с потенциальными инвесторами, заставляли всю вертикаль власти в регионе работать на привлечение инвестиций — от пограничников до налоговой и СБУ, а также разработали ряд материалов для инвесторов на разных языках с пошаговой инструкцией, как легко и быстро инвестировать в Закарпатье , а следовательно в Украине. А главное — на всех встречах мы показывали, что очень хотим изменить нашу страну, в том числе через привлечение инвесторов и создание таких же условий для бизнеса и людей, как на Западе. Эта эмоциональная составляющая была не менее важна для инвесторов, чем льготы.

Конечно, одним из решающих преимуществ Закарпатской области было ее расположение — на самой границе с европейскими странами, которые как раз готовились к вступлению в ЕС. Кроме того, не менее важно, наличие в регионе предприятий, стали или тестовой площадкой для крупных инвесторов, или были «живым» примером успешного инвестирования и ведения бизнеса.

Так, Береговский радиозавод и Мукачевский Точприбор стали базой для корпорации Flex, которая в итоге построила в Мукачево собственный мощный завод, а украинско-австрийское предприятие Fischer и украинский Еврокар, который был возведен по принципу «greenfield», то есть в чистом поле, — идеальными примерами, как инвестиции в Закарпатья могут быть успешными.

Драйв и результаты

— Это был настоящий драйв, постоянные встречи, инвестиционные соглашения. В течение 2001-2004 года Закарпатская область смогла привлечь 130 000 000 долларов прямых иностранных инвестиций и создать более 19 000 рабочих мест. Только за один 2004 область привлекла 62 700 000. Долл. США. Внешнеторговый оборот области вырос с 342 млн. Долл. США в 2002 год до 1 300 000 000. Долл. США в 2005 году, — подчеркивает Владимир Панов.

Одним из первых в Закарпатье пришел Еврокар — уникальное предприятие в с.Соломоново в считанных километрах от границы с ЕС, единственное в мире имеет контракт с Volkswagen на производство их авто марок Skoda, Volkswagen, Audi, SEAT. По состоянию на 2001 года, когда Еврокар заработал в Закарпатье, планировалось инвестировать в проект 200 000 000 долларов. Более того, отмечает Владимир Панов, велись переговоры, чтобы Volkswagen инвестировал в строительство собственного завода на Закарпатье.

В 2002 году в селе Минай под Ужгород заработал завод японской корпорации Yazaki (Ядзаки), где производят жгуты для автомобильной отрасли. Тогда планировалось инвестировать в мощности на Закарпатье 31 700 000 долларов.

Yazakipic113

В 2004 году в селе Розовка, также под Ужгородом, заработал завод корпорации Jabil, которая входит в тройку крупнейших контрактных производителей электроники в мире.

Собственно как и корпорация Flex, которая приняла решение построить собственный завод в Закарпатье, в Мукачево, также в этот период, но запустила его в 2012 году.

По словам Владимира Панова, нигде в мире заводы Jabil и Flex, которые являются ярыми конкурентами, не расположены так близко, как в Украине — на расстоянии 40 км.

— Мы были на Jabil в Ужгороде в 2016-м году, потому что выпускали наш продукт в Китае и искали новые возможности для расширения производства. Честно, я был приятно удивлен, как все устроено на этом предприятии. Более того, Ужгородский Jabil уже тогда давал конкурентную цену производства даже по сравнению с Китаем, — рассказал Varosh Алекс Нескин, один из основателей самого успешного украинского стартапа последних лет Petcube.

В списке заказчиков упомянутых предприятий, которые работают на Закарпатье, является Google, Lenovo, Nike, Nespresso, Nokia, чьи телефоны изготавливали как раз на Jabil, Porsche. Как вам список?

Это лишь несколько примеров «закарпатского инвестиционного чуда» 2001-2004 годов, результатом которого стали не только немалые инвестиции и рабочие места, но и непроизвольное начало целых кластеров — автомобильного, электротехнического. А это соответственно означало перспективу для региона, ведь идея кластеров — в дальнейшем расширении производства и инвестиций.

Потерянные и новые возможности

— Я могу долго перечислять компании, с которыми вели переговорил по поводу инвестирования в Закарпатья. К нам планировал заходить Philips, по примеру Flex сначала работал на базе Мукачевского Точприбора и хотел выпускать у нас свои замечательные телевизоры. Были встречи с Bosch — известным немецким производителем техники. Но больше всего мне жаль, что не удалось затянуть VW, Toyota и особенно IKEA. Со шведами мы провели несколько встреч в течение 2003-2004 годов, и были уже на том этапе переговоров, когда обсуждали о возможных местах размещения заводов, — рассказывает Владимир Панов. — Логика и гибкость IKEA меня тогда невероятно впечатлила. Корпорация была готова построить сразу 3 завода в Закарпатье: один — в том месте, где получит в долгосрочную аренду на около 20 лет лесной массив, для вырубки и рассадника леса; два других — в том месте, где мы скажем учитывая наши социальные особенности, например безработицы или депрессивность района. Это были бы якорные предприятия, вокруг которых могли бы зарабатывать все. Есть стереотип, что крупный производитель «убьет» мелкий бизнес, но это не так, если двигаться по кластерному принципу, когда есть «якорное» предприятие, а вокруг него учреждаются другие. Так из IKEA мы бы имели фактически безотходное производство, когда одни заготавливают лес, сажают новый, производят мебель, кто-то из отходов делает пеллеты и брикеты, и так далее. К сожалению, из-за нашей бюрократии мы потеряли IKEA. Плакать хочется, когда вспоминаю, как близко мы были к цели и потеряли возможность. Так же мы потеряли Volkswagen, который в итоге в 2006-м инвестировал в производство в России 1,3 миллиарда евро. Туда же пошла и Toyota.

Все это произошло потому, что в 2005 году в Украине было изменено законодательство по инвестированию и фактически отменены все льготы специальных экономических зон, говорит Владимир Панов, но одновременно он остается оптимистом и настаивает, что есть все шансы повторить «Закарпатское инвестиционное чудо».

— Все условия для этого есть — опыт, успешные примеры, управленческие кадры. Сегодня многие жалуются на отток людей за границу. Это действительно проблема и вызов. Но закарпатцы всегда были предприимчивые и ездили на заработки. Поэтому, по моему мнению, проблема в другом —

люди едут потому, что потеряли веру — в свою страну, в себя в этой стране, в перспективе в своем родном Закарпатье. Нам надо это изменить. Более того, необходимо вернуть веру в самих себя. Помню, как еще недавно мы гордо рассказывали о Закарпатье, строили амбициозные планы, ведь мы регион в центре Европы. За последние годы мы, к сожалению, такое впечатление, что сдались. Мысленно смирились быть провинцией, хотя на самом деле можем быть лидерами и являемся лидерами по многим критериям,

— убеждает Владимир Панов.

В подтверждение этого — только за последние 2 года и Flex, и Jabil фактически удвоили свои мощности на Закарпатье, сведя еще по одному заводу рядом с существующими. Активно набирают специалистов также на Yazaki и Fischer, создавая новые рабочие места и расширяя производство.

На последних зимних Олимпийских играх в Южной Корее, спортсмены в лыжах Fischer получили 89 медалей: 35 «золотых», 33 «серебряных» и 21 «бронзовую». И это лучший результат среди всех брендов.

Более того, именно в легендарных лыжах «Tisa» (от названия закарпатской реки — ред.) от Fischer, произведенных в Мукачево, украинский спортсмен Александр Абраменко получил единственную золотую медаль для Украины на Олимпиаде в Пхенчхан.


 

Этот спецпроект  представлен ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Создание этого спецпроекта стало возможным благодаря искренней поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание продукции является исключительной ответственностью ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США. Запрещается воспроизведение и использование любой части этой продукции в любом формате, включая графический, электронный, копирование или использование в любой другой способ без соответствующей ссылки на оригинальный источник.

1559804758 660x255

 

Росана Тужанская

*** В материале использованы фото и видео материалы из открытых источников

uk en hu cs ro sk

0 #