СПЕЦПРОЕКТ

Открыть заново архитектуру Закарпатья: 10 вопросов о Малом Ґалаґове

Давайте еще раз взглянем на особый архитектурный объект Ужгорода

uk en hu cs ro sk

Многим ужгородцам и туристам знакомо название Малый Ґалаґов. Однако, несмотря на все, до сих пор этот объект остается терра инкогнита не только для гостей города, но и для самих жителей Ужгорода. Его довольно часто обходят туристические маршруты, предпочитая старинный замок, локальную гастрономию или иные достопримечательности, а жители и чиновники не до конца понимают ценность. Попробуем в этом материале максимально коротко рассказать в формате вопросов и ответов об истории этого объекта, особенности, а также причины, почему им следует гордиться не только ужгородцам, но и всей стране. 

Что такое Малый Ґалагов? 

Малый Ґалаґов — это правительственно-жилой квартал, построенный во времена, когда Ужгород и другая часть Закарпатья входили в состав Первой Чехословацкой республики. Расположен квартал вплотную к старому центру города. 

Название квартала является топонимом, что происходит от итальянского «lago» — озеро. Это необычное звучание связано с временами трехсотлетнего господства итальянского рода Другетов в Ужгороде. Наверное, в 16-17 веках весной, когда горная река Уж заливала эту территорию, это место действительно напоминала озеро. А летом болгары, поселившиеся в городе, выращивали на этой влажной болотистой земле овощи.

Galago 660x440

Малый Ґалаґов на кадастровой карте второй половины XIX века

В период между двумя большими войнами ХХ века на Малом Ґалаґове произошло самое масштабное и продуманное строительство в истории города. Весь комплекс из нескольких десятков зданий, которые появились здесь в это время, относится к межвоенной архитектуре модернизма.

Shutterstock 960px

Что такое архитектура модернизма? 

Завершение Первой мировой войны привело к появлению новых государств на карте Европы. Однако мир изменился еще и визуально. Именно в это время возникло и сформировалось новое направление архитектуры — модернизм, который вызвал кардинальные изменения в проектировании и строительстве. В 1919 году в Веймарской республике была основана школа Баухауз, где были сформулированы основные принципы модернизма, фактически философия современной архитектуры. «Меньше значит больше», — сказал Людвиг Мис ван дер Роэ, преподаватель и один из основателей школы. Попробуйте подумать над этими тремя словами и, вполне возможно, что смысл модернизма сразу для вас откроется. Ведь это направление, которое на практике отвергает лишнее украшение, четко отделяя современное от предыдущих эпох.

Modernism 660

Форма служит функциональному назначению здания, а пропорции вычислены с математической точностью, чтобы в помещение попадало достаточно света, потолок не давил психологически, а у каждого жителя квартиры было достаточно пространства для достойной жизни. Главный идеолог Баухауза, Ле Корбюзье, сформулировал 5 принципов модернизма, которыми до сих пор пользуются современные архитекторы: свободный фасад, плоская крыша, колонны-опоры, свободная планировка, ленточные окна.

Modernism 1 660x440

Главный корпус Баухауза в Дессау (1925-1926)

Как и когда возник правительственно-жилой квартал в Ужгороде?

На обломках Австро-Венгерской империи, распавшейся после Первой мировой войны, образовалось несколько новых государств, в том числе Первая Чехословацкая республика. В ее состав в 1919 году согласно Сен-Жерменского договора вошла и территория Подкарпатской Руси — современное Закарпатье. Два года здесь было военное положение, и в это время дела постепенно передавались только сложившимся гражданским управлением. Ужгород стал главным городом края, поэтому срочно нужно было построить инфраструктуру, которая бы соответствовала этому статусу. В 1930 году впервые в Ужгороде была проведена систему централизованного водоснабжения и канализации. Город получил аэродром, новый комплекс скотобойни, гидроэлектростанцию ​​и паровую електрарню, другие промышленные и инфраструктурные объекты, а также новые жилые кварталы. Очень интересным и важным во всех смыслах проектом было строительство нового административно-жилого квартала.

Start 960x640

План квартала Малый Ґалаґов, разработанный Адольфом Либшером

В 1921-1923 годах было создано план Малого Ґалаґова, правительственно-жилого квартала, который граничит с историческим ядром города. Благодаря решению застроить болотистую территорию ни одно здание не пострадало и старинный центр был сохранен практически в своем аутентичном обличье. Осушить болотистую местность, провести благоустройство реки Уж, в результате чего еще и возникли замечательные набережные — идея грандиозная и очень сложная технически. К тому же, нужно было на благоустроенной территории сразу вести строительство, ведь некоторым административным ведомствам приходилось буквально ютиться в школах или жилых зданиях. Поэтому, параллельность работ, которые велись с 1923 года на Малом Ґалаґове, была действительно футуристическая. Масштабная застройка квартала остановилась в 1938 году с передачей Ужгорода Венгрии по результатам Венского арбитража. 

Кто спроектировал Малый Ґалаґов? 

Можно с уверенностью сказать, что руководство Первой Чехословацкой республики не принимало Ужгород как провинциальный городок, и инвестировало в развитие административного центра Подкарпатской Руси значительные ресурсы. Выдающиеся фамилии архитекторов, которые получали заказы на разработку проектов на Малом Ґалаґове, также свидетельствуют в эту пользу: Адольф Либшер, Йозеф Ґочар, Франтишек Крупка, Алоиз Дриак и другие известные мастера. 

Собственно созданию плана Малого Ґалаґова обязаны урбанисту, доктору архитектуры, профессору Технического университета Брно Адольфу Либшеру (1887-1965). Родился в семье известного художника Адольфа Либшера-старшего. Доктор Либшер считается урбанистом, ведь разработал около 15 генпланов чехословацких городов, в том числе Опавы, Ужгорода, Знойма и Смехова. К тому же он является автором более 80 жилых зданий, 78 общественных и 15 промышленных сооружений. 

Среди проектантов объектов на Малом Ґалаґове есть настоящая архитектурная звезда — гениальный Йозеф Ґочар (1880-1945), признанный самым выдающимся деятелем чешской архитектуры ХХ века. Самый титулованный чешский архитектор был также ректором Академии изобразительных искусств в Праге и основателем архитектуры модернизма Чехословакии. Известными работами Ґочара является пражские здания кубистического Дома у Черной Божьей Матери, рондокубистичного Леґиобанка и функционалистского костела Св. Вацлава.

Arch 2

Алоиз Дриак (1872-1932) — чехословацкий архитектор, ученик выдающегося профессора Фридриха Оманна. В Праге и других городах Чехословацкой республики создал несколько знаковых зданий, которые стали иллюстрациями стилей сецессия, рондокубизм и модернистский классицизм: Радиодворец, типография Орбис, Страговский стадион, юридический факультет в Брно. 

Франтишек Крупка (1885-1963) — чешский архитектор, имел центральное ателье в Братиславе. Большинство знаковых работ создал на территории современной Словакии. Автор здания университета Коменского, соавтор мавзолея Милана Растислава Штефаника — государственного деятеля и одного из основателей Первой Чехословацкой республики. 

Богумил Слама (1887-1961) — пражский архитектор, автор здания Чехословацкого радио в Праге и соавтор крематория в Нимбурке — выдающегося памятника архитектуры, одного из первых пуристичних зданий Чехословацкой республики. 

Петр Кропачек (1889 -1931) — известный чешский архитектор, а также драматург и сценограф. Автор летней резиденции второго президента Чехословацкой республики Эдварда Бенеша, зданий театров и школьных сооружений на территории республики. 

Какие технологии использованы при строительстве? 

Ключевые объекты ужгородского правительственного квартала сведены с использованием железобетонного скелета, что позволяло строителям быстро создавать надежные и прочные конструкции, а архитекторам — проектировать технически сложные объекты. Строительные технологии стали символом эпохи новой архитектуры на Малом Ґалаґове.

Technology Widescreen

Другим носителем инноваций на Малом Ґалаґове является стеклобетон — строительные конструкции из стеклоблоков, бетона и металлической арматуры, которыми заполняли оконные проемы, обустраивали верхнее освещение вестибюлей и атриумов. Стеклобетонные панели, изготовленные по точным расчетам инженеров, выдерживали значительные нагрузки и позволяли строить даже прозрачные полы.

Tech 3 660x440Tech 4 660x440Tech 5 660x440

На первый взгляд простые здания характеризовались разнообразием штукатурки различного типа и фактуры. Одним из признаков межвоенного модернизма были так называемые бризолитовые гладкие и шкрябаные тиньки со слюдой, что сверкала на солнце и предавала фасадам определенной люксовости. Другим маркером модернистской архитектуры были специальные камешковые тиньки, мастерство которых достигло апогея во времена Чехословацкой республики. Техника «искусственный камень» в масштабах здания напоминает ювелирную работу, и часто является единственным декором модернистских сооружений. Однако это не только декоративный элемент, выполненный вручную методом насечек на незастывшее смеси с вкраплением мелких камней, но и определенная «броня» от механических повреждений цоколя или углов здания. 

В интерьере также широко были распространены наливные полы, выполненные в технике терраццо. Эта осовремененная технология изготовления венецианских мозаичных полов предусматривала использование смеси из цемента, каменной крошки и различных красителей с последующей шлифовкой и полировкой. 

В каких архитектурных стилях построено квартал? 

Недаром ученые называют Малый Ґалаґов «каталогом архитектурных стилей». Действительно, на этом участке города сконцентрировано практически все стили, которые были господствующими в Первой Чехословацкой республике. Главные административные сооружения, которые представляли мощность и мощь государства — здание Земского правительства, полицейского управления, Народного банка, построенные в стиле модернистского классицизма. Для этого стиля характерна монументальность, вертикальное членение, наличие упрощенной ордерной системы.

Style 4 660x440Style 7 660x440

Несколько раньше модернистского классицизма здесь появился рондокубизм — направление, сформировавшийся в начале 1920-х годов в процессе поиска новых архитектурных средств выражения и национального стиля молодого государства. Для рондокубизма характерные особые пластические решения, полукруглые эркеры, выразительные полуциркульные элементы, акцентированные свесы и массивные карнизы. Доминирующей геометрической фигурой в декоре рондокубистичних фасадов является полукруг, а колористика с использованием оттенков красного и белого цветов является аллюзией на флаг Чехословацкой республики. Рондокубизм — это настоящий архитектурный реликт, ведь в Украине он встречается только в Закарпатье и в Ужгороде, в частности.

Одним из магистральных архитектурных стилей Малого Ґалаґова является ар деко, который здесь представлен не только в чистых формах, но и частично присутствует во всех перечисленных стилях. Также в межвоенном правительственном квартале нашлось место и для авангардных форм модернизма, в частности функционализма. Эстетика этого стиля требовала отказа от лишнего декора в пользу прямых линий и чистых геометрических форм. 

В чем уникальность и ценность Малого Ґалаґова? 

Малый Ґалаґов — это уникальный в своей репрезентативности градостроительный комплекс, где сконцентрировано исключительное для Восточной Европы функциональное разнообразие зданий модернистской архитектуры. Здесь расположены не только бывшие административные здания различных гражданских управлений и военных командований, но и прежние суды, пенитенциарные объекты, учреждения здравоохранения, образовательные учреждения, социальные объекты, почтовые учреждения, ведомственные многоквартирные жилые комплексы, частные виллы и т.д. . Этот историко-архитектурный ансамбль сформирован как целостный автономный инфраструктурный комплекс — модерный «город в городе». Большинство зданий сохранили свою первоначальную функцию.

На Малом Ґалаґове можно найти значительное количество различных архитектурных стилей межвоенного периода, что делает его тоже уникальным комплексом — настоящим заповедником модернистских стилей. Каждый из объектов построен не как типичный массовый проект, а является своеобразным произведением архитектурного искусства и инженерной мысли, ведь к проектированию были привлечены архитекторы с мировым именем. 

Несмотря на вмешательство в отдельные здания Малого Ґалаґова, в общем комплекс хорошо сохранившийся, целостный и аутентичный. До нас дошли почти идеальном состоянии как экстерьеры, так и интерьеры большинства объектов до мельчайших деталей. Все изменения отдельных домов можно откатить назад к первоначальному виду.

Какие знаковые архитектурные объекты здесь есть? 

Застройка Малого Ґалаґова началась с сооружения временного правительственного здания, где разместились ключевые административные управления и ведомства, которые позже должны были переехать во дворец Земского правительства. Этот объект построили в 1923-1924 годах по проекту пражского архитектора Алоиза Дрияка. Расположенный рядом жилой дом для военнослужащих, как и временный правительственный, возведенный в рондокубистичном стиле. Оба здания выделяются особой колористической гаммой и выразительным декором фасадов, в основе которого лежит форма полукруга. Рядом размещено здание командования 12-й пехотной дивизии чехословацкой армии — один из немногих объектов Малого Ґалаґова, искаженный грубой надстройкой. 

Map Varosh 960

«Отец» Малого Ґалаґова — Адольф Либшер — также спроектировал для этого квартала отдельные здания, в том числе несколько жилых домов, здания окружного и краевого судов, а также тюрьму. Ужгородская тюрьма в свое время была самым современным пенитенциарным заведением Первой Чехословацкой республики. Это был очень просторный и светлый комплекс с использованием инновационных строительных технологий и новых стандартов гигиены. Сейчас в Украине это единственная тюрьма с прозрачной крышей над атриумом и таким же прозрачным полом галерей со стеклобетона и систем призматического освещения Duplex-Prismat — настоящее технологическое чудо межвоенного периода.

Временный правительственный дом

Краевой суд

Prison 660x440

Прозрачный стеклянный потолок и пол галерея ужгородской тюрьмы. 1927

В 1932-1933 годах появился один из флагманов Малого Ґалаґова — дворец филиала Народного банка Чехословацкой республики. Это трехэтажное сооружение в стиле модернистского классицизма спроектировано пражским архитектором Франтишеком Шрамеком. Здание имеет необычный выпуклый главный фасад с порталом со словацкого риолита, увенчанный четырьмя аллегорическими женскими скульптурами. Интерьер украшен различными видами мрамора, изысканным терраццо на полу, витражами, фонарями в стиле ардеко и художественными деталями из томпака — сплава меди и цинка. Недаром современники называли это сооружение дворцом.

Bank 960x640

Народный банк

Важным и знаковым модернистским сооружением Ужгорода является здание почтового и телеграфного правительства, которое появилась на границе Малого Ґалаґова и старого города в 1930-1932 годах. Автором этого сверхсовременного функционалистского сооружения является известный чешский архитектор Йозеф Ґочар, а воплощала проект известная строительная компания Lanna. Здание почты олицетворяла прогрессивность молодого государства, а лаконичный скруглений фасад, ленточные окна и плоская крыша отвечали всем принципам функционализма. Единственным украшением фасада есть два рельефные панно на аттике здания, выполненные в стиле позднего ар деко.

Post 960x640

Почтовое и телеграфное правительство. 1932

Post 2 660x440

Скульптурный рельеф на аттике почты

На просторной площади в самом сердце Малого Ґалаґова расположена его доминанта — монументальный дворец Земского правительства, построенный в 1932-1936 годах по проекту братиславского архитектора Франтишека Крупки. Это важнейшее административное здание Подкарпатской Руси построено в стиле модернистского классицизма. Шестиэтажное здание оживленное массивным ризалитом, акцентированным импозантным травертиновым портиком с колоннами. В отделке правительственного дворца щедро использовали травертин, оникс и различные виды мрамора. Спроектированный с уникальными акустическими данными трехэтажный атриум со стеклянным потолком предназначался для торжественных приемов, балов и концертов. Здание Земского правительства было оснащено двумя пассажирскими лифтами непрерывного действия — патерностеры, один из которых работает и в наше время. Это единственный лифт такого типа в Украине, а его название происходит от латинского словосочетания Pater noster — «Отче наш» как аллегория с четками, бусины которой непрерывно движутся во время молитвы.

Деталі екстер’єру та інтер’єру Земського уряду

Zem 960x640

Земський уряд. 1938 рік

Почему Малый Ґалаґов — это комплекс? 

Малый Ґалаґов — это классический архитектурный ансамбль с гармоничным единством пространственной композиции зданий, инженерных сооружений и садово-парковых объектов. Он воспринимается как целостная, продуманная, четкая структура, как единый организм. И здания — наиболее очевидные части этого организма. Однако, кроме совокупности зданий, этот квартал включает мост Масарика с пандусами и дамбу — гидротехническое сооружение с подпорной стенкой. Важной составляющей комплекса является сеть наземных пожарных гидрантов, изготовленных пражским предприятием инженера Ярослава Матичкы, а также остатки старых фонарей и другие детали исторической среды. Аллея с вековыми липами, изысканные сакуры и зеленые скверы дополняют и обогащают ансамбль Малого Ґалаґова.

Complex Widescreen

Отдельно следует остановиться на мозаичных тротуарах. Базальт, андезит, мрамор и мраморные известняки различных цветов филигранно вымощены в виде орнаментов на полотне тротуаров. Узор мостовой подчеркивает характер или функцию зданий — встречаются как четкие геометрические паттерны, так и рисунки с плавными лекальными линиями.

Как нам сохранить Малый Ґалаґов? 

Защита и сохранение уникального правительственно-жилого квартала требует сверхусилий и консолидации жителей города, активистов, исследователей архитектуры, туристических операторов, бизнеса, органов местного самоуправления и власти всех ступеней. Важным условием сохранения Малого Ґалаґова есть понимание ценности жителями квартала и руководством учреждений, которые здесь расположены. Этой цели можно достичь только упорной просветительской работой и популяризацией архитектуры межвоенного модернизма. Именно с этой целью несколько лет назад был основан проект Uzhhorod Modernism, в рамках которого мы, авторы, исследуем межвоенную архитектуру Малого Ґалаґова. Результатами исследований мы делимся не только на зарубежных конференциях и в научных журналах, но и стараемся популяризировать этот квартал и для более широкой аудитории. С этой же целью мы ежегодно создаем разнообразную промо-продукцию — календари, буклеты, магниты, постеры, открытки. Однако этого мало. 

Хотя часть территории Малого Ґалаґова еще в советские была признано памятником градостроительства местного значения, до сих пор большинство зданий квартала не имеют отдельного охранного статуса как памятники архитектуры. Два года назад мы инициировали процесс номинирования Малого Ґалаґова в Список мирового наследия ЮНЕСКО, который предполагает не только написание номинационного досье, но и паспортизацию всех зданий и других неотложных спасательных мероприятий. Несмотря на распространенный миф, ЮНЕСКО не «возьмет под защиту» Малый Ґалаґов, а наоборот — мы должны доказать, что объект хорошо охраняются как на местном уровне, так и на государственном. Сохранение этого уникального межвоенного наследия является нашим долгом и ответственностью.

Лина Дегтярева, Олег Олашин, специально для Varosh

В материале использованы фото Мирославы Ляхович и Лины Дегтяревой, иллюстрации Олега Олашина материалы из Государственного архива Закарпатской области, Национального архива Венгрии, Музея военной истории в Будапеште

Этот спецпроект  представлен ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Создание этого спецпроекта стало возможным благодаря искренней поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание продукции является исключительной ответственностью ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США. Запрещается воспроизведение и использование любой части этой продукции в любом формате, включая графический, электронный, копирование или использование в любой другой способ без соответствующей ссылки на оригинальный источник.


Цю та інші важливі теми будемо обговорювати на форумі розвитку Закарпатської області «Re:Open Zakarpattia».

Більше деталей про форум дізнавайтесь за контактами та на офіційних сторінках проєкту:

uk en hu cs ro sk

0 #