СПЕЦПРОЕКТ

Культурный прорыв Закарпатья, который мы, возможно, не замечаем

То, что произошло случайно, могло бы превратиться в план действий

uk en hu cs ro sk

Пандемия коронавируса и карантин в корне изменили нашу жизнь — ритм, привычки, работу, планы. 

Но кроме большого количества негатива и серьезных проблем, кризис, вызванный COVID-19 дает возможность каждому из нас переосмыслить события, явления, цели.

Все задействованные в креативных индустриях и сфере культуры по всему миру, сейчас имеют больше сех времени для таких рефлексий, поскольку именно эта сфера страдает кажется больше всего. 

Еще больше демотивирует — неопределенность. Но она ведь тоже подталкивает к размышлениям, анализу опыта, выработке новых сценарий, плана действий. 

Этим сегодня занимаемся в том числе и мы в редакции Varosh, потому что также являемся частью креативных индустрий, исследуем культурные явления и освещаем их. 

Редакционные размышления на карантине привели нас к вопросу, а что же может стать теми точками роста в культурной сфере Закарпатья, когда эпидемия закончится. 

И вот тут самое интересное: оказалось, что за последние несколько лет, в то время, как Закарпатье запечатлелось в мыслях многих как «проблемный» регион, происходили также процессы, которые мы в редакции осмелились назвать культурным прорывом, который не так заметен на первый взгляд. 

Это утверждение может показаться преувеличением даже для местных закарпатцев, которые привыкли к комплиментарности о Закарпатье. Но мы в Varosh настаиваем на своем, потому что есть несколько, по нашему мнению, решающих аргументов и примеров. Их мы предлагаем рассмотреть по 3 культурным направлениям, где Закарпатье как регион за последние годы действительно имеет громкие победы. Это кино, музыка, литература.

Кино

Последние 5 лет, особенно 2019-й, выдались для Закарпатья чуть ли не «голивуднимы». И вот здесь уже дилемма, именно, в первую очередь, приходит на ум при такой формулировке. 

Еще 5-7 лет назад трудно было себе представить, чтобы мы колебались, с чего же начать раздел «кино» в контексте Закарпатья. Или съемок на озере Синевир с участием легендарного «Леона-киллера» Жана Рено, который должен стать его прощанием с кинокарьерой? Или лентой «Граница» о контрабанде на украинско-словацкой границе, которая установила рекорды проката в Словакии и получила награду престижного Международного кинофестиваля в Карловых Варах? Или фильмом «Мои мысли тихие», который был отмечен тем же кинофестивалем на чешском курорте и до сих пор у всех на слуху? 

Ладно, давайте с последнего. «Мои мысли тихие» не просто свежий фильм, где фигурирует Закарпатье, а который снимали на Закарпатье. Это лента, большинство событий в которой разворачиваются именно в этом регионе, а главные герои предстают, как коренные закарпатцы (некоторые из героев фильма такими действительно есть). Есть в кадре и ужгородские сакуры, и термальные воды Берегова. Иначе и не могло быть, потому что режиссером и сценаристом фильма является ужгородец из микрорайона «Шахта» Антонио Лукич, которому, к слову, 28 лет.

Это ли не культурный прорыв Закарпатья, когда такой фильм отмечают сразу в 4-х номинациях Национальной кинопремии «Золотая дзыга» — за лучший фильм, за лучший сценарий, лучшау женскую главную роль и открытие года? 3 из 4 получил Антонио Лукич, который в июне получил еще и звание «заслуженный деятель искусств Украины». 

Очень советуем прочитать эксклюзивное интервью Антонио, которое он дал Varosh еще до премьеры фильма в кинотеатрах и до того, как на него «рухнула» слава как водопад Шипот.

013

В этом разговоре Антонио признается, что очень хотел не просто заснять в ленте Закарпатье, но и наполнить ее колоритом — через диалект, особые локации. Этой осенью «Мои мысли тихие» выйдут на HBO Europe. 

На самом деле, достаточно Закарпатья и в фильме «Граница», который только в день премьеры летом 2017 года в кинотеатрах Словакии пересмотрело 16 000 человек, а за первый уикенд проката — 69 000 зрителей.

Ленту также не просто снимали на Закарпатье, но и события в ней происходят в том числе в этом украинском регионе. А еще — одну из главных ролей в «Границе» сыграла непревзойденная актриса из Ужгорода Римма Зюбина. За 2016-2018 годы Римма получила ряд личных кинопремий, в том числе дважды «Золотую дзыгу» — за главную роль в фильме «Гнездо горлицы» и второстепенную как раз в фильме «Граница». 

Возможно, хватило бы только этих 2-х аргументов, но идем дальше. Кроме Жана Рено в Закарпатье недавно, побывала еще одна кинозвезда: сюда приехал для съемок в фильме Ахтема Саитаблаева «Захар Беркут» Роберт Патрик, в котором все узнают работа из сплава Т-1000, который противостоял Арнольду Шварценеггеру в фильме «Терминатор 2».

20180618225550 4926

Роберт Патрик

Именно чтобы раскрыть потенциал Закарпатья как киноплощадки, хотя на самом деле вернуть региону этот статус, в 2017-м была создана «Закарпатская фильмкомисия». Следовательно, на этих «победах» кинопрорыв западного региона не должен закончиться. Есть все основания ожидать новых съемок и на Закарпатье, и о Закарпатье. 

Попутно советуем посмотреть материал местного киномана Алексея Уманского о том, какие фильмы недавно снимались в Закарпатье. Там вы обнаружите, что в 2015 году лучшим фильмом на иностранном языке по версии оскаровского комитета стала работа Ласло Немеша «Сын Саула», где главный герой с … правильно, Ужгорода. 

А еще — стремительный карьерный взлет актера Закарпатского академического украинского музыкально-драматического театра им. братьев Шерегиев Александра Маврица, который вдруг был отобран на главные роли сразу в несколько знаковых украинских лентах, как «Красный», «Довбуш», «Иловайск 2014».

Музыка 

Если в качестве аргументов в пользу музыкального прорыва Закарпатья, вас не удовлетворит география последних выступлений симфонического оркестр Закарпатской областной филармонии и «Hudaki Village Band» из Нижнего Селища, из Хустского района, в частности выступления на одном из крупнейших музыкальных фестов Европы Sziget, или появление почти в один период большого количества закарпатских этно-групп (от Rock-H и Чаламады к Тристависим и Vandor), то давайте поговорим об успехе «Без Обмежень» и Алины Паш. 

В первом случае — это длинный, действительно тернистый путь рок-группы из Мукачево до вершины украинского шоубизнеса. Представьте, группе уже 21 год, и именно последние 2-3 команда во главе с киевским закарпатцем Сергеем Танчинцем стала одной из самых популярных в Украине рок-групп.

Конечно, зачислять успех «Без Обмежень» последних лет к культурному прорыву Закарпатья можно только условно, ведь группа не работает с тематикой региона и его мультикультурностью, но в группе никогда не стеснялись своих корней, промотируя моду на закарпатское. 

В то же время, Алина Паш в 2018-м «взорвалась» на всю Украину и за ее пределами именно как исполнительница, которая транслирует закарпатский колорит, диалект, мультикультурность и полиэтничность в современных интерпретациях.

Кроме многочисленных концертов, творческих коллабораций и участия в социальных проектах, за последние 2 года Алина успела выступить, к примеру, и на экономическом форуме в Давосе, и на параде ко Дню Независимости. И эта популярность молодой певицы из села Буштино, что на Тячевщине, — это несомненно музыкальный прорыв Закарпатья, даже если вам не нравится хип-хоп. 

Литература 

Нам не раз приходилось слышать от закарпатских писателей, местные мало читают, во всяком случае, их книги. Но вот за пределами региона, закарпатские авторы, которые в основном и пишут о Закарпатье, и популярны, и признанны.

Ivan I Feba Rew Booksert1

В этом ключе можно вспомнить хотя бы тот факт, что за последние 10 лет сразу 2-е закарпатцев получили Шевченковскую премию в номинации «Литература» — Петр Мидянка и Мирослав Дочинец. 

Последнего вообще часто называют «украинским Коэльо», причем и за стиль, и из-за популярности отдельных его книг, которые переиздаются беспрецедентными тиражами, как «Многие Лета. Благие Лета». 

Как и постоянный автор Varosh и один из самых популярных сегодня украинских молодых писателей Андрей Любка, все они пишут в основном про Закарпатье, открывая и переоткрывая его Украине и миру. 

Отдельного внимания заслуживает Оксана Луцишина, которая входит в условный топ украинских писательниц-феминисток, преподает в США, а ее последний роман «Иван и Феба», который вышел в 2019-м — как раз про Ужгород на основе ее воспоминаний о Закарпатье 90-х.

Nat165 M2 D3 Longread1 Img6

Письменник Банді Шолтес

О другом контексте 90-х в Ужгороде написал и Лесь Белей в 2014-м. Неожиданные ракурсы Закарпатья последние годы открывает в своем творчестве (если учитывать короткие истории в соцсетях, то это чуть ли не ежедневно) украинский венгр Банди Шолтес, который часто подчеркивает, что он не закарпатский, а именно ужгородский писатель.

***

Конечно, это далеко не исчерпывающий перечень имен и историй успеха, о которых стоит рассказать в контексте Закарпатья за последние годы. К примеру, творчество закарпатских художников с «Открытой группы», которая с проектом «Падающая тень «Мрии» на сады Джардини», представляла в прошлом Украину на Венецианском биеннале, заслуживает серии материалов.

Nat165 M2 D3 Longread1 Img3

Поэтому мы призываем всех наших читателей дополнять этот наш обзор. 

В то же время, стоит отметить, что (без) условный культурный прорыв Закарпатья, о котором мы пытаемся заявить этим материалом, — это все же отдельные успехи отдельных людей, а не результат системной политики по развитию или популяризации Закарпатья. 

Чтобы превратить «случайности» на «закономерности», очевидно нужно не только, чтобы закончилась эпидемия и карантин, но и институциональная поддержка, в первую очередь, на уровне как раз Закарпатской области. А еще — нужны координация и план действий, ведь очевидно, что в нашем регионе потенциал и амбиции не только в кино, литературе или в живописи, архитектуре и урбанистике, аудиовизуальном искусстве, и тому подобное. 

Обо всем этом мы попробуем поговорить на форуме Re: Open Zakarpattia.

 

Росана и Дмитрий Тужанские, Varosh

Фото с архива Varosh и открытых источников

 

Этот спецпроект  представлен ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» при поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Создание этого спецпроекта стало возможным благодаря искренней поддержке американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Содержание продукции является исключительной ответственностью ОО «Институт Центральноевропейской Стратегии» и не обязательно отражает взгляды USAID или правительства США. Запрещается воспроизведение и использование любой части этой продукции в любом формате, включая графический, электронный, копирование или использование в любой другой способ без соответствующей ссылки на оригинальный источник.
1559804758 660x255

uk en hu cs ro sk

0 #