Життя

Жанна Зимокосова: Це не прості іграшки. Їхня вага +21 грам

5 Вересня 2013 7 955

Режисер за освітою, ужгородка Жанна Зимокосова вже чотири роки тедді-майстер. Це основне і улюблене заняття жінки, яке вона й не думає полишати.

Майстриня каже, що для того, аби народився тедді, завжди чекає натхнення та слушного часу, бо ж це більше схоже не на роботу, а на медитативний процес. Саме тому ведмеді у Жанни народжуються не так часто.

Нам вона розповіла про найважливіше – іграшки з душею, що потрапляють до "правильних" людей. Далі – пряма мова.


Взрослые и игрушки


Взрослые люди радуются игрушкам больше, чем дети. Когда они приобретают для себя мишек, внутри происходит что-то глубже, чем просто "нравится/не нравится". Авторские игрушки покупают по разным причинам: кто-то их коллекционирует, кому-то они напоминают игрушки из детства, ассоциируются с кем-то или чем-то, кто-то украшает ими свой интерьер. В любом случае, авторские игрушки приобретаются для души!

Но, знаете, я скорее не продам игрушку, чем отдам ее в руки не тому человеку. Ни одного случайного клиента у меня не было. Все они остаются со мной по жизни.


Дом для Леночки


Мои тедди всегда попадают к "правильным" людям. Была игрушка, которую я закончила в День рождения моей мамы и назвала её именем – Леночка. Это был винтажный бордовый мишка в белом стареньком платьице в моём любимом стиле тортюр (искусственное состаривание). Ну, и разумеется, Леночка не продавалась.

Она очень нравилась моей подруге. Я не придавала этому большого значения, т.к. подруги часто бывают у нас и у каждой есть свой любимец среди игрушек. Я даже не предполагала, что с её стороны это было настолько серьёзно. Она молча переживала, когда я увозила мишку на выставку, спрашивала, ни продался ли, по возвращении. Как-то перед Новым годом, я как раз была на очередной выставке в Киеве, мне звонит ее дочь, и говорит, что хочет купить Леночку маме в подарок. Тогда внутри что-то щёлкнуло и я поняла, что там его уже любят и его дом там.


Приключения Ван Гога в Израиле


На выставку в Киев я готовила коллекцию игрушек по мотивам известных картин. Мой любимец, мишка Ван Гог просто произвел фурор! Особенно среди мужской аудитории; мне аплодировали, жали руку и говорили: "Вы же понимаете, что этот медведь долго у вас не задержится?!".

В итоге, я привезла его обратно домой. Но абсолютно не сожалела об этом, потому что знала – он кого-то ждёт! Вскоре после приезда, моя приятельница Мариша выкладывает фото Ван Гога в Facebook и я получаю письмо от ее давней подруги с Израиля. Та пишет, что в детстве у неё был ёжик с трубкой в лапе, в штанишках на подтяжках, в зелёном жилете, но он потерялся, и она всю жизнь пытается его найти, а медведь этот, ну очень похож! По иронии судьбы, всё та же Мариша собирается на свадьбу, и куда бы вы думали? В Израиль! Так что очень скоро мишка благополучно прибыл на Святую Землю и даже засветился в СМИ.


Про волшебство и продуктивность


У меня часто все так складывается судьбоносно и волшебно. Так же происходит и с изготовлением игрушек – они сами выбирают, какими им быть. Я могу придумать образ, одежду, имя, но они все равно будут такими, какими захотят.

В моей работе нет конвейера, поэтому и сроков тоже. Все зависит от настроения, от состояния души, от наличия времени, материала и т.д. Могу ночами не спать, работать, а могу за всё лето выдать всего две-три игрушки. Бывает, что параллельно делаю несколько медведей. Пока все не сложится – медведь не готов, может всего лишь одной ленты не хватает, он сидит и ждет.


Оберег для долгожданного Тимура


Как-то, в социальных сетях меня нашла женщина из Республики Тыва. Она писала, что с ней никогда не случалось такого, чтоб на таком расстоянии она смогла почувствовать близкую и понятную ей энергетику мою и моих работ.

Сказала, что сынишке скоро год и она бы хотела заказать ему талисман-оберег – что-то больше, чем просто игрушку. Пишет: "Я, к сожалению, по обычаям, до года не могу показать вам фото ребенка, но опишу, какой он. Мне хочется, что бы мишка чем-то напоминал моего сына".

Я предположила, что это будет сонный мишка, с полуопущенными веками, в колпачке, с подушечкой. Но время шло, а что-то до конца не складывалось, не вырисовывалось, я не могла начать работу. И вдруг она мне в переписке рассказывает, как долго, целых 10 лет, ждала ребенка, как для нее это важно, как она хочет, чтобы мишка действительно стал оберегом для Тимура.

Тут мне стало понятно, почему и у меня так долго не рождается этот образ в голове. И чем больше я узнавала о ней, тем четче вырисовывался образ будущего медведя. Он получился совсем другим – с крыльями ангела-хранителя за спиной. В один миг я увидела на крыльях стихи. И тут начался поиск. Какие?.. Откуда?..

Ночью я вспомнила свою детскую книгу, в которой был некий стишок про одуванчик. Я не знала, что это должно быть, но точно знала, что оно есть в той книге. Книга была у мамы, и я получила её только на утро. Но это было именно то, что я искала. А рядом со стихом об одуванчике оказалась колыбельная для сына. Так оба этих стихотворения благополучно переселились на мишкины крылья. Мишка тоже имел свои амулетики, в т.ч. крохотную деревянную лошадку в виде качельки. Как оказалось позже у Тимура есть настоящая деревянная лошадка-качелька. Этого ведь я тоже не знала! Всё происходит на каком-то интуитивном уровне. Не знаю, как это получается, и даже не пытаюсь себе это объяснять. Нельзя позволять своей жизни быть просто мёртвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого.


Искусство и вдохновение


Меня всегда интересовало, всё, что касается искусства. Наверное поэтому коллекция мишек по картинам известных художников, для уже упомянутой выставки в Киеве, возникла не случайно. Некоторые из них, например мишка по картине "Чёрный квадрат" К. Малевича и по автопортрету Ван Гога возникли сразу, сами по себе, как фантомы. Мишка по картине Д. Веласкеса "Инфанта Маргарита" – воспоминание о детских восхищениях пышными нарядами на героях картин.

"Женщина с головой из роз" по одноимённой картине С. Дали – абсолютно ожидаемый образ, т.к. Дали моя отдельная любовь. А вот образ Пьеро по картине нашей современницы Киры Паниной мне очень близок ещё и потому, что Пьеро и Арлекин – персонажи не только живописи, но ещё больше – театральные. Кроме того, именно этот Пьеро одет не в традиционные белые одежды, а в костюм, который напоминает сценический костюм А. Вертинского.


О творчестве и любви


Радует, что мои игрушки обрели свои дома не только в других городах и странах, но всё увереннее продолжают расселяться в нашем городе. Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.

Если задуматься о том, что такое творчество вообще, мне кажется, что в первую очередь, это любовь к тому, что ты делаешь. Именно любовь делает и человека, и продукт его творчества настоящими. Отдавая им свою любовь, свой труд, своё время, частицу себя, своего тепла, своей души, я смею надеяться, что мои игрушки приобретают собственную душу, историю, свой дом и свою судьбу. Поэтому я и утверждаю, что это не простые игрушки, их вес +21 грамм (вес души).


Росана Бісьмак, Varosh

Фото: Рома Кайман та Жанна Зимокосова

0 #