Режисер за освітою, ужгородка Жанна Зимокосова вже чотири роки тедді-майстер. Це основне і улюблене заняття жінки, яке вона й не думає полишати.
Майстриня каже, що для того, аби народився тедді, завжди чекає натхнення та слушного часу, бо ж це більше схоже не на роботу, а на медитативний процес. Саме тому ведмеді у Жанни народжуються не так часто.
Нам вона розповіла про найважливіше – іграшки з душею, що потрапляють до "правильних" людей. Далі – пряма мова.
Взрослые люди радуются игрушкам больше, чем дети. Когда они приобретают для себя мишек, внутри происходит что-то глубже, чем просто "нравится/не нравится". Авторские игрушки покупают по разным причинам: кто-то их коллекционирует, кому-то они напоминают игрушки из детства, ассоциируются с кем-то или чем-то, кто-то украшает ими свой интерьер. В любом случае, авторские игрушки приобретаются для души!
Но, знаете, я скорее не продам игрушку, чем отдам ее в руки не тому человеку. Ни одного случайного клиента у меня не было. Все они остаются со мной по жизни.
Мои тедди всегда попадают к "правильным" людям. Была игрушка, которую я закончила в День рождения моей мамы и назвала её именем – Леночка. Это был винтажный бордовый мишка в белом стареньком платьице в моём любимом стиле тортюр (искусственное состаривание). Ну, и разумеется, Леночка не продавалась.
Она очень нравилась моей подруге. Я не придавала этому большого значения, т.к. подруги часто бывают у нас и у каждой есть свой любимец среди игрушек. Я даже не предполагала, что с её стороны это было настолько серьёзно. Она молча переживала, когда я увозила мишку на выставку, спрашивала, ни продался ли, по возвращении. Как-то перед Новым годом, я как раз была на очередной выставке в Киеве, мне звонит ее дочь, и говорит, что хочет купить Леночку маме в подарок. Тогда внутри что-то щёлкнуло и я поняла, что там его уже любят и его дом там.
На выставку в Киев я готовила коллекцию игрушек по мотивам известных картин. Мой любимец, мишка Ван Гог просто произвел фурор! Особенно среди мужской аудитории; мне аплодировали, жали руку и говорили: "Вы же понимаете, что этот медведь долго у вас не задержится?!".
В итоге, я привезла его обратно домой. Но абсолютно не сожалела об этом, потому что знала – он кого-то ждёт! Вскоре после приезда, моя приятельница Мариша выкладывает фото Ван Гога в Facebook и я получаю письмо от ее давней подруги с Израиля. Та пишет, что в детстве у неё был ёжик с трубкой в лапе, в штанишках на подтяжках, в зелёном жилете, но он потерялся, и она всю жизнь пытается его найти, а медведь этот, ну очень похож! По иронии судьбы, всё та же Мариша собирается на свадьбу, и куда бы вы думали? В Израиль! Так что очень скоро мишка благополучно прибыл на Святую Землю и даже засветился в СМИ.
У меня часто все так складывается судьбоносно и волшебно. Так же происходит и с изготовлением игрушек – они сами выбирают, какими им быть. Я могу придумать образ, одежду, имя, но они все равно будут такими, какими захотят.
В моей работе нет конвейера, поэтому и сроков тоже. Все зависит от настроения, от состояния души, от наличия времени, материала и т.д. Могу ночами не спать, работать, а могу за всё лето выдать всего две-три игрушки. Бывает, что параллельно делаю несколько медведей. Пока все не сложится – медведь не готов, может всего лишь одной ленты не хватает, он сидит и ждет.
Как-то, в социальных сетях меня нашла женщина из Республики Тыва. Она писала, что с ней никогда не случалось такого, чтоб на таком расстоянии она смогла почувствовать близкую и понятную ей энергетику мою и моих работ.
Сказала, что сынишке скоро год и она бы хотела заказать ему талисман-оберег – что-то больше, чем просто игрушку. Пишет: "Я, к сожалению, по обычаям, до года не могу показать вам фото ребенка, но опишу, какой он. Мне хочется, что бы мишка чем-то напоминал моего сына".
Я предположила, что это будет сонный мишка, с полуопущенными веками, в колпачке, с подушечкой. Но время шло, а что-то до конца не складывалось, не вырисовывалось, я не могла начать работу. И вдруг она мне в переписке рассказывает, как долго, целых 10 лет, ждала ребенка, как для нее это важно, как она хочет, чтобы мишка действительно стал оберегом для Тимура.
Тут мне стало понятно, почему и у меня так долго не рождается этот образ в голове. И чем больше я узнавала о ней, тем четче вырисовывался образ будущего медведя. Он получился совсем другим – с крыльями ангела-хранителя за спиной. В один миг я увидела на крыльях стихи. И тут начался поиск. Какие?.. Откуда?..
Ночью я вспомнила свою детскую книгу, в которой был некий стишок про одуванчик. Я не знала, что это должно быть, но точно знала, что оно есть в той книге. Книга была у мамы, и я получила её только на утро. Но это было именно то, что я искала. А рядом со стихом об одуванчике оказалась колыбельная для сына. Так оба этих стихотворения благополучно переселились на мишкины крылья. Мишка тоже имел свои амулетики, в т.ч. крохотную деревянную лошадку в виде качельки. Как оказалось позже у Тимура есть настоящая деревянная лошадка-качелька. Этого ведь я тоже не знала! Всё происходит на каком-то интуитивном уровне. Не знаю, как это получается, и даже не пытаюсь себе это объяснять. Нельзя позволять своей жизни быть просто мёртвым ритуалом. Пусть будут мгновения необъяснимого.
Меня всегда интересовало, всё, что касается искусства. Наверное поэтому коллекция мишек по картинам известных художников, для уже упомянутой выставки в Киеве, возникла не случайно. Некоторые из них, например мишка по картине "Чёрный квадрат" К. Малевича и по автопортрету Ван Гога возникли сразу, сами по себе, как фантомы. Мишка по картине Д. Веласкеса "Инфанта Маргарита" – воспоминание о детских восхищениях пышными нарядами на героях картин.
"Женщина с головой из роз" по одноимённой картине С. Дали – абсолютно ожидаемый образ, т.к. Дали моя отдельная любовь. А вот образ Пьеро по картине нашей современницы Киры Паниной мне очень близок ещё и потому, что Пьеро и Арлекин – персонажи не только живописи, но ещё больше – театральные. Кроме того, именно этот Пьеро одет не в традиционные белые одежды, а в костюм, который напоминает сценический костюм А. Вертинского.
Радует, что мои игрушки обрели свои дома не только в других городах и странах, но всё увереннее продолжают расселяться в нашем городе. Если звёзды зажигают, значит это кому-нибудь нужно.
Если задуматься о том, что такое творчество вообще, мне кажется, что в первую очередь, это любовь к тому, что ты делаешь. Именно любовь делает и человека, и продукт его творчества настоящими. Отдавая им свою любовь, свой труд, своё время, частицу себя, своего тепла, своей души, я смею надеяться, что мои игрушки приобретают собственную душу, историю, свой дом и свою судьбу. Поэтому я и утверждаю, что это не простые игрушки, их вес +21 грамм (вес души).
Росана Бісьмак, Varosh
Фото: Рома Кайман та Жанна Зимокосова